Как выбрать пианино или рояль?

Один из самых часто задаваемых вопросов – как выбрать фортепиано?

Эта тема настолько объёмная, что возможно несколько томов написать, ведь выбирать можно как с позиции дилетанта, так и музыканта, настройщика или даже высококвалифицированного фортепианного мастера.

Фортепианный салон Mir-Piano

Что ж, попробуем в общих чертах раскрыть эту обширную тему – как выбрать фортепиано? Для начала сформируем небольшой список вопросов.

Теперь немного подробнее разберем каждый из пунктов.

1. Для кого выбирается фортепиано?

Это крайне важный момент. Имеем:

  • Ребёнок начинает учиться.
  • Фортепиано для домашнего музицирования.
  • Пианист-профессионал.

В случае с ребёнком, как ни странно, всё немного проще. Как говорится, было бы желание, можно и на старой «Лире» начать, главное не на цифровом. Эта отдельная тема, рассмотренная когда-то здесь, а также в нашей новой статье. Но желательно на отечественном инструменте только начать, дальше лучше перейти на импортное фортепиано.

При обучении ребёнка игре на фортепиано, главное даже не в том, какой марки вы приобретёте пианино или рояль – Petrof ли это будет или C. Bechstein. Гораздо важнее, насколько грамотно будет отрегулирована клавиатура, а соответственно и механика. И, к сожалению, редкий настройщик умеет её регулировать под определённые цели и задачи, хотя «регулируют» абсолютно все, во всяком случае, так всегда заявляют.

Что включает в себя регулировка? Какой результат мы должны получить?

  1. Клавиатура должна быть ровной. В верхнем положении клавиши должны быть на одном уровне (без крайностей, конечно, микро-погрешности всегда допустимы). В нижнем, в нажатом положении все клавиши должны опуститься на одну и ту же глубину. Если этого не сделать, то разная глубина погружения вызовет дискомфорт в пальцах при игре и станет препятствовать правильному навыку игры на фортепиано. Исправлять после всегда сложнее.
  2. Высота чёрных клавиш. Очень важный момент. Мы не будем сейчас вдаваться в тонкости, какая именно размерность используется, профессионалы это знают, а обычному музыканту должно быть просто удобно и комфортно играть.

Итак, высота чёрных клавиш должна быть правильной. Если эти клавиши будут слишком низко над белыми, тогда в нужной степени не разовьётся игровой аппарат. Если же слишком высоко, то в этом случае «пострадают» мизинцы и безымянные пальцы, что существенно скажется на беглости.

Пострадают, разумеется, не в прямом смысле. Поясним. Самые сложные в развитии пальцы – безымянные. Нужно ещё постараться легко и быстро дотянуться безымянным пальцем до верха чёрной клавиши. И если эта самая клавиша стоит слишком высоко над белой, то юный пианист, стараясь всё же до неё добраться, начинает задирать безымянные пальцы и, особенно, мизинцы.

В качестве примера, вы сколько угодно увидите начинающих пианистов, да и не только начинающих, у которых вроде бы и играть неплохо получается, но мизинцы во время игры торчат вверх очень некрасиво. И как раз одна из причин – неправильная высота чёрных клавиш.

Фортепианный салон Mir-Piano

И третий важный момент регулировки клавиатуры – степень нажатия клавиш.

Опять-таки коснёмся этого аспекта с позиции обывателя. Если клавиши нажимаются очень туго, юному пианисту легко зажать руки, что вызовет серьёзные проблемы и ограничения к дальнейшему развитию. Если же клавиши будут нажиматься слишком легко, то пианист так и не научится извлекать звук, «доставать» его, как говорят педагоги. Значит, он так и не научится играть красивым звуком, варьировать краски, тембры, давать музыкальному произведению нужную звуковую палитру  Его игра станет напоминать игру того, кто занимается на цифровом инструменте, на котором вы хоть, простите, носом нажмите клавишу, контакт замкнётся и звук останется однообразным – громче или тише, но всё равно всегда однообразным.

Относительно правильно отрегулированной клавиатуры есть определённые международные стандарты, их желательно и придерживаться. Они проверены веками и мировыми фортепианными школами, к числу которых, разумеется, принадлежит и русская фортепианная школа.

Теперь переходим к моменту, если инструмент необходим для домашнего музицирования.

Здесь тоже всё несложно, ведь музицировать собрался человек, который явно играть на фортепиано умеет. Хотя бы немного. Значит, осталось определиться с желаемой маркой инструмента и сопоставить с собственными финансовыми возможностями. И, пожалуйста, приобретайте хоть самый роскошный рояль. 

Фортепианный салон Mir-Piano

Идём дальше. Итак, теперь инструмент необходим пианисту-профессионалу для серьёзных нагрузок, а точнее – для перегрузок.

Здесь стоит помнить, что дороже – не значит надёжнее. Лучше – да, надёжнее – не факт.

Простой пример с автомобилем. Тот же «Роллс-Ройс» или «Бентли» никак не подойдут для автогонщика. И в первую очередь даже не столько по цене, – у каждого свои возможности, – сколько именно по надёжности. 

А надёжность инструмента – это едва ли не самый главный момент для профессионала. Всё что угодно он сможет стерпеть и продолжить работать, если это не капризный гений, конечно же. Но когда инструмент постоянно ломается, а мастер в лучшем случае приедет только завтра, да ещё не гарантия, что сделает, то перебои в занятиях также будут постоянными, что существенно навредит процессу развития. Или полностью его остановит. 

Какие инструменты более надёжные?

Новые? – нет. Увы, но это факт. Чуть ниже мы дадим убедительные примеры.

Старинные фортепиано – они требуют серьёзной реставрации, а насколько качественно она была или будет сделана, проверится годами. Все мастера дают гарантию на реставрированные фортепиано, мы не исключение, но почему-то далеко не все фортепиано после хорошо работают, если вообще затем работают.

Неплохим вариантом было бы рассмотреть к покупке инструменты 60–80-х годов прошлого века. Для пианино или рояля это далеко не «старость», здесь параллель с автомобилями никак не подходит. Зато у этих инструментов есть ряд преимуществ. Как мы уже упоминали, они ещё не устарели: не рассохлось дерево, не наступили такие моменты, как усталость металла, к примеру. И в те времена ещё не было настолько потоковых сборок, как сегодня. Да и общий уровень мастеров на фабриках был однозначно выше.

Более того, эти инструменты пока и не настолько новые, когда о родной сборке приходится забыть, ведь практически все бренды производятся в Китае, Индонезии, Малайзии. И это явно не положительный момент относительно качества. Ну не поверим же мы, что и все высококвалифицированные мастера из Германии или США переехали в тот же прекрасный Китай. Или поверим?..

То есть инструменты этих годов, 60-х и 80-х прошлого века, уже проверены временем и не успели постареть настолько, что им теперь требуется серьёзный ремонт.

Разумеется, мы говорим о фортепиано, которые не пострадали от внешних факторов, они не пережили пожар, потоп, дерзкое вмешательство насекомых, нещадное воздействие жарких отопительных батарей, зимой они не находились в неотапливаемом помещении. А также, что тоже крайне важно, эти инструменты не были использованы профессионалами. Вполне допустимо, если музыкант играл, как говорится, для себя. И совсем нежелательно, если пианист на этом инструменте закончил консерваторию. Такое пианино или рояль после многолетних чрезмерных нагрузок технически окажется примерно в том же состоянии, что и автомобиль после тренировок автогонщика.

Мы часто сравниваем с автомобилями не потому, что это удобно. За долгие годы наши же посетители, особенно мужчины, постоянно просят нас делать такие сравнения, чтобы поглубже разобраться в тех или иных моментах.

Идём дальше.

Какую марку фортепиано выбрать?

Желательно импортную, а дальше любой более-менее известный бренд, который прижился в наших климатических условиях. Ещё ту, которая наиболее востребована – проверка временем и музыкантами.

Если, скажем, «Рёниш» – вроде бы известная фирма, но вот 70-х годов прошлого века многие модели этой марки были крайне неудачными. Тогда и неудивительно, что цена их всего лишь несколько десятков тысяч рублей. Тогда как хороший Petrof всегда дороже и продаётся успешно. Конечно же, кто-то и за такой «Рёниш» желает выручить сумму, чтобы хватило на дом в Подмосковье, но желать можно многого, а мы снова идём дальше.

Да, кстати, если вы профессионально развивающийся пианист, разумеется, вы можете приобрести фортепиано высшего уровня, такое как C. Bechstein, Bluthner и так далее. И удовольствия это фортепиано вам доставит огромное. Но стоит помнить, что и ремонт всегда дороже, потому как цена на те же комплектующие – молоточки и т.д. – ощутимо выше. Именно поэтому многие профессиональные пианисты отучились на том же пианино или рояле Petrof, а когда закончили обучение и научились играть не грубо, а красиво, только тогда приобрели дорогостоящий инструмент высшего уровня.

Фортепианный салон Mir-Piano

2. Теперь у нас по плану – новый или неновый инструмент?

У нового есть лишь одно преимущество в том, что он новый – вопрос мнимого престижа, и только.

Почему мнимого? Да потому что любая сборка раньше была куда как качественнее, нежели в наше время – факт, о котором знают все. И это касается не только фортепиано.

К тому же, счастливых обладателей, скажем, старинных итальянских скрипок или картин великих художников прошлого никак не смущает тот факт, что у них что-то там неновое, б/у, дескать. Напротив, это большая гордость. В случае с фортепиано ситуация примерно аналогичная, и только дилетанты или отдельные продавцы-консультанты, пробующие себя в десятой занятости за год, могут воскликнуть: «Берите только новое!» Обосновать аргументированно они не смогут, хотя и будут стараться. А если же вам интересно, то вот что о новых пианино и роялях говорят пианисты с мировыми именами. (28-я минута, 54-я секунда интервью). 

Тем не менее, покупать новой инструмент можно, пусть это и очень дорого, часто неразумно дорого. Мы лишь хотели отметить, что неновое пианино или рояль никак не хуже. А часто намного лучше, ведь качество того же дерева уже проверено.

3. Теперь переходим к третьему пункту нашего списка. Покупать ли фортепиано среднего профессионального класса или высшего?

Надеемся, вопрос относительно приобретения низшего уровня отпадает сам собой.

Условно к среднему, но всё же очень профессиональному классу, с легкостью можно отнести достаточно обширный ряд моделей знаменитой фирмы Petrof. Почему условно? Всё просто. Время от времени попадается настолько удачный Petrof, что если заклеить название, многие пианисты запросто отнесут его к высшему уровню. Многократно проверено на практике.

Фирма Petrof – очень достойная и легко обеспечит все задачи, которые ставит перед собой даже студент консерватории.

Кстати, если вы заглянули в вышеупомянутое интервью, то именно там знаменитый пианист упоминает о том, что он занимался как раз на пианино Petrof. (14-я минута, 44-я секунда).

И не стоит обращать внимание, когда время от времени кто-то, даже немного умеющий играть, или настройщик-консультант, вдруг заявляет, дескать, Petrof – это не то! Более того, этот «учёный» может апеллировать такими фокусами, что не поверить ему станет отчасти стыдно. «Вас что, какой-то там Petrof устраивает?!..» – он пафосно намекает, что у вас нет ни вкуса, ни слуха. «Ну, знаете ли!..»

Докажем, что это амбиции и не более. Мы не раз экспериментировали, убирали клап – панель пианино или рояля, которая опускается на клавиатуру и где написано название инструмента. И на этом все умозаключения заканчивались. Серьёзные музыканты говорили, что, да, удачный инструмент, очень удачный. Или нормальный, работать удобно. И никакой привязки – Petrof это или не Petrof.

Можно по-разному относиться к тому или иному пианисту с мировым именем, но, тем не менее, они ими стали. И многих и многих из них Petrof устраивает.

Исходя из этого, мы можем сделать следующий вывод. Если бюджет ограничен, то вполне возможно обойтись фортепиано среднего, но профессионального уровня, а в дальнейшем, при желании, обменять на любой инструмент высшего уровня.

Кратко коснемся, что такое профессиональное фортепиано

Это как раз такой инструмент, будь то пианино или рояль, которое выдержит нагрузки и перегрузки профессионального пианиста на протяжении долгих лет обучения. В то время как многие, даже именитые марки попросту развалятся. А если тот же упомянутый Petrof, да ещё всего лишь пианино, выдержало такого монстра, как Д. Мацуев, однозначно это профессиональное фортепиано.

К сожалению, есть и известные бренды, чьи некоторые модели таких нагрузок никогда не выдержат.

4. Следующим пунктом из нашего списка – поможет ли настройщик-консультант?

В большинстве случаев – нет.

Не удивляйтесь, это идёт немного вразрез с устоявшимся мнением, что фортепиано нужно выбирать с настройщиком. Такое мнение продвигается самими же настройщиками, мы же сейчас разберём этот вопрос чуть детальнее.

Настройщик-консультант – это не фортепианный мастер, хотя именно так он себя и позиционирует. Мастер годы и годы проводит в мастерской, выполняя сложнейшие реставрации и специализируясь в конкретном направлении, в то время как настройщик, в лучшем случае со скоростью света научился менять оборванные струны и сломанные молоточки на всех подряд пианино в музыкальной школе. Зарплата там, к сожалению, не высокая, в то время как реальный мастер претендует и имеет гораздо больше. А настройщик начинает подрабатывать консультациями, которые дают дополнительный доход, но никак не глубокие познания и навыки.

Именно поэтому многие настройщики-консультанты умышленно «катают» клиента по разным местам – они финансово заинтересованы, чтобы ваш инструмент в дальнейшем «немножечко ломался». А если вы спросите, почему вдруг фортепиано так часто ломается, он мгновенно ответит одной и той же фразой: «Ну вы же купили не новый инструмент!» Это фальшивое утверждение. И некорректное, относительно заказчика, которому дерзко намекнули, что тот, дескать, пожадничал миллион или несколько для ребёнка. 

Разумеется, есть очень порядочные настройщики, которые временами дают консультации. Случается, что даже приличный мастер может вас проконсультировать. Он может оказаться вашим хорошим знакомым, или знакомым преподавателя из музыкальной школы. Но в последнем случае также будьте внимательны. Этот специалист может бесплатно обслуживать инструмент преподавателя, а тот в благодарность даёт ему клиентов.

Наряду с плеядой достойных мастеров, присутствуют и те, кто крайне далеки от первых. И если первые вам всегда помогут, то со вторыми картина иная.

Настройщики-консультанты никогда не дают никаких гарантий, кроме словесных. А гарантия здесь может быть только одна – финансовая. Вот когда вы услышите примерно следующее: «Я или мы гарантируем, покупайте, а если что-то случится, починим бесплатно!» Хотя бы в течение ближайшего года. В противном случае это не гарантия, а слова, ничего не обещающие.

И пусть вас не вводит в заблуждение, что порой настройщик-консультант сам в серьёзных летах, казалось бы, ему можно верить, у него пиджак и чемоданчик с инструментами. Но он также может оказаться большой «артист» с многолетним стажем изображать из себя великого мастера. Песни на тему как его умоляли переехать в Америку или Европу он давно отточил на практике и теперь «поёт» их на уровне виртуоза.

И если приличными мастерами становятся за долгие и даже десятилетия работы в мастерских, то вот настройщиком-консультантом возможно стать за считанные месяцы. Проходим курсы, получаем бумажку и вперёд! В то время как мастерами, к сожалению, пожелают стать далеко не многие.

И в этой ситуации нет ничего удивительного или уж тем более трагичного. Так происходит не только в фортепианной среде, в любой, что нам всем хорошо известно.

Магазин Пианино-Рояли в центре Москвы.

5. Вот мы и подошли к финальному пункту нашей статьи. Где и как выбирать фортепиано?

Мы долго думали, что можно посоветовать при выборе пианино или рояля, как гарантированно найти хорошего настройщика. Увы, стопроцентных рекомендаций мы дать не можем. Никто не знает, в какой именно момент вроде бы порядочный специалист вдруг начал вести себя с клиентами не совсем честно. Причин может быть много, лёгкие деньги – главная, а результат всегда один – отрицательный.

Тем не менее мы уверенно можем посоветовать выбирать инструмент в магазинах, подобных нашему. И это не столько реклама, сколько реальность. Обоснуем.

При магазинах есть мастерские. Только убедитесь, чтобы они в реальности были, так будет надежнее. И если данная фирма работает давно, не три, пять или восемь лет, а счёт уже идет на десятилетия, однозначно, это опытные люди.

В таких мастерских работают специалисты высокого уровня, даже если когда-то давно они пришли учениками. У нас давно налажены каналы поставок импортных запчастей и комплектующих. А фирма «Лаанс», директор которой является соавтором этой статьи, – дилер известных зарубежных производителей и поставляет фортепианные комплектующие по всей России.

Мы вынуждены заботиться о качестве продаваемых пианино и роялей, ведь в противном случае, нам некогда будет двигаться дальше, а лишь придётся ремонтировать все то, что сломалось.

В фортепиано может случиться что-то неприятное в один момент, а чтобы починить, мастеру потребуется минимум полдня – до вас ещё доехать нужно. А порой, если поломка окажется серьёзной, придётся везти инструмент в мастерскую, тратить реально много времени и дней на ремонт, затем доставлять обратно. И всё это за счёт фирмы. Сомнительная для любого магазина перспектива.

Сломаться может абсолютно любое фортепиано: новое, б/у, реставрированное, современное или старинное. Главное, чтобы поломка оказалась незначительной и люди, которые вам продали этот инструмент, починили всё по гарантии. И мы всегда стараемся выполнять свои гарантийные обязательства, которые порой переходят в дружбу с нашими же покупателями.

Именно  поэтому мы бы и посоветовали обращаться в фирмы и магазины с большим опытом работы. Однозначно так будет надёжнее. И это наше утверждение искреннее, хотя бы потому, что настройщики-консультанты – для нас не конкуренты, а вот фирмы с большим опытом, о которых мы говорим, как раз наоборот. Но все же, если при магазине есть хорошая мастерская, где работают опытные и разнопрофильные специалисты, где есть профессиональное стационарное оборудование – это всегда лучше, нежели любой, даже самый честный, но частный настройщик.

И последнее.

Только магазин может обеспечить полный комплекс услуг при выборе пианино или рояля. Профессиональные профилактические работы, ремонт, настройка, регулировка. Отдельной темой идёт доставка. Когда дорогостоящий инструмент доставляет бригада от магазина, гарантия распространяется и на доставку. Дальнейшие поломки в течении гарантийного срока устраняются бесплатно. Если нельзя починить у вас дома, инструмент будет отремонтирован в профессиональной мастерской. И опять-таки бесплатно. В дальнейшем вы можете обменять ваше фортепиано на инструмент более высокого уровня. Опять-таки комплектующие – ещё один крайне важный момент. Даже в условиях жестких санкций мы изыскиваем возможность получать импортные запчасти.

Ничего из этого частный настройщик вам обеспечить не сможет. Он физически не в состоянии гарантировать качество доставки – часто это краеугольный камень при покупке пианино или, тем более, рояля.

Магазин же, где, помимо торговых залов, есть мастерские, оборудование и мастера, в состоянии всё это выполнить. Вам же, если пожелаете, останется лишь убедиться, что мастерские того или иного магазина в реальности существуют.

Фортепианный салон Mir-Piano

Итак, мы закончили наш список вопросов на тему «Как выбрать пианино или рояль?» В конце всё же отметим последний момент.

Если вдруг взрослый человек желает научиться играть на фортепиано – прекрасно и возможно! Уже многократно доказано на практике и даже в очень уважаемом возрасте. Отнеситесь в этом случае к вопросу выбора пианино или рояля, как если бы вы выбирали инструмент для ребёнка.

Ведь какая разница, кто начинает играть на фортепиано, если есть такое прекрасное желание!

P.S.

Разумеется, осталась масса моментов, не упомянутых здесь. Да и невозможно в рамках одной статьи научить вас безошибочно разбираться в вопросе выбора пианино или рояля. Для этого вас нужно обучить всему фортепианному ремеслу, а заодно и игре. Мы лишь хотели пролить свет на самые важные аспекты. А если у вас возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к нам, мы всегда постараемся подсказать. И деньги за консультации точно никогда не возьмем. 

Авторы статьи:
Борис Смирнов и Алексей Павлов

Интервью 2019 года
Мир-Пиано
Адрес и режим работы
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх