Как выбрать пианино или рояль?

Один из самых часто задаваемых вопросов – как выбрать фортепиано?

Эта тема настолько широка, что можно несколько томов написать и даже все по делу, ведь выбирать можно с позиции полного дилетанта, музыканта, настройщика или высококвалифицированного фортепианного мастера.

Что ж, попробуем в общих чертах раскрыть эту обширную тему – как выбрать фортепиано. Для начала сформируем небольшой список вопросов, который нам поможет.

Теперь немного подробнее разберем каждый из пунктов.

1. Для кого выбирается фортепиано?

Это крайне важный момент. Имеем:

– Ребенок начинает учиться.
– Фортепиано для домашнего музицирования.
– Пианист-профессионал.

В случае с ребенком, как ни странно, все немного проще. Как говорится, было бы желание, можно и на старой «Лире» начать, главное не на электронных клавишных. Эта отдельная тема, рассмотренная когда-то здесь. Но только начать на отечественном инструменте можно, дальше желательно все же перейти на импортное фортепиано.

В случае с обучением ребенка, главное даже не в том, какой марки вы приобретете пианино или рояль – Petrof ли это будет или C. Bechstein. Гораздо важнее, насколько грамотно будет отрегулирована клавиатура, а соответственно и механика. И, к сожалению, редкий настройщик умеет ее регулировать под определенные цели и задачи, хотя регулируют абсолютно все, во всяком случае, так они всегда заявляют.

Что включает в себя регулировка? Какой результат мы должны получить?

  1. Клавиатура должна быть ровной. В верхнем положении клавиши должны быть на одном уровне (без крайностей, конечно, микро-погрешности всегда допустимы). В нижнем, в нажатом положении все клавиши должны опуститься на одну и ту же глубину. Если этого не сделать, то разная глубина погружения вызовет дискомфорт в пальцах при игре и станет препятствовать правильному навыку игре на фортепиано. Исправлять после всегда сложнее.
  2. Высота черных клавиш. Очень важный момент. Мы не будем сейчас вдаваться в тонкости, какая именно размерность используется, профессионалы это знают, а обычному музыканту должно быть просто удобно и комфортно играть.

Итак, высота черных клавиш должна быть правильной. Если черные клавиши будут слишком низко над белыми, тогда не разовьется в нужной степени игровой аппарат. Если же слишком высоко, то в этом случае «пострадают» мизинцы, что существенно скажется на беглости пальцев пианиста. Пострадают, разумеется, не в прямом смысле. Поясним. Самые сложные в движении пальцы – безымянные. Нужно еще постараться легко и быстро дотянуться безымянным пальцем до верха черной клавиши. И если эта самая черная клавиша стоит слишком высоко, то юный пианист, стараясь все же дотянуться до нее, начинает задирать крайние пальцы, то есть безымянные и, особенно, мизинцы. В качестве примера, вы сколько угодно увидите начинающих пианистов, да и не только начинающих, у которых вроде бы и играть неплохо получается, но мизинцы очень некрасиво торчат вверх во время игры. И как раз одна из причин – неправильная высота черных клавиш.

И третий важный момент регулировки клавиатуры – степень нажатия клавиш.

Опять-таки коснемся этого аспекта с позиции обывателя. Если клавиши нажимаются слишком туго, юному пианисту легко зажать руки, что вызовет серьезные проблемы и ограничения к дальнейшему развитию. Если же клавиши будут нажиматься слишком легко, пианист так и не научиться извлекать звук, «доставать» его, как говорят педагоги. Значит, он так и не научиться играть красивым звуком, варьировать краски, тембры, давать бесконечную звуковую палитру музыкальному произведению. Его игра будет сразу же напоминать игру того, кто занимается на электронном инструменте, на котором вы хоть, простите, носом нажмите клавишу, контакт замкнется и звук пойдет, всегда однообразный, громче или тише, но все равно однообразный.

Относительно правильно отрегулированной клавиатуры есть определенные международные стандарты клавиатуры фортепиано, их желательно и придерживаться. Они проверены веками и мировыми фортепианными школами, к числу которых принадлежит, разумеется, и русская фортепианная школа.

Теперь переходим к моменту, если инструмент нужен для домашнего музицирования.

Здесь тоже все несложно, ведь музицировать собрался тот, кто явно играть на фортепиано умеет. Значит, нужно определиться с желаемой маркой инструмента и сопоставить с собственными финансовыми возможностями. И, пожалуйста, хоть рояль C.Bechstein или Bluthner.

Идем дальше. Итак, теперь инструмент необходим пианисту-профессионалу для серьезных нагрузок, а точнее сказать – для перегрузок.

Здесь стоит помнить, что дороже, не значит надежнее. Лучше – да, надежней – не факт.

Простой пример с автомобилем. Тот же «Роллс-Ройс» или «Бентли» никак не подойдут для автогонщика и в первую очередь даже не столько по цене, – у каждого свои возможности, – сколько по надежности. Роскошнее – да, надежнее – как бы и не наоборот.

А надежность инструмента – это один из главных моментов для профессионала. Все что угодно он сможет стерпеть и продолжить работать, если это не капризный гений, который уже звезда и гонор у него занебесный. Но если инструмент ненадежен, постоянно ломается, а мастер приедет только завтра, в лучшем случае, да еще не гарантия, что сделает, то перебои в занятиях также будут постоянными, что существенно навредит процессу развития.

Какие инструменты более надежные?

Новые? – не факт. Это проверяется только временем, то есть годами, и никак иначе.

Старинные – они однозначно требуют серьезной реставрации, а насколько качественно она была сделана, проверится также годами. Все дают гарантию на реставрированные фортепиано, мы не исключение, но почему-то далеко не все безупречно работают.

На наш взгляд, неплохим вариантом было бы рассмотреть к покупке инструменты 60-80-х годов прошлого века. Для фортепиано это еще далеко не «старость», здесь параллель с автомобилями никак не подходит, зато у этих инструментов есть ряд преимуществ. Как мы уже сказали, они еще не устарели: не рассохлось дерево, не наступили такие моменты как усталость металла, к примеру. В те времена еще не было настолько потоковых сборок как сегодня. И общий уровень мастеров на фабриках был однозначно выше. Более того, эти инструменты еще и не настолько новые, когда о родной сборке приходится забывать, практически все бренды производятся в Китае, Индонезии, Малайзии. И это явно не положительный момент. Ну не поверите же вы, что и выдающиеся мастера из Германии или США переехали в тот же Китай.
То есть, инструменты этих годов, 60-х и 80-х прошлого века, уже проверены временем и не успели сильно постареть, что им теперь требуется серьезный ремонт.

Разумеется, мы говорим о фортепиано, которые не пострадали от внешних факторов, они не пережили пожар, потоп, дерзкое вмешательство насекомых, нещадное воздействие чересчур жарких отопительных батарей, зимой они не находились в неотапливаемом помещении. А также, что крайне важно, эти инструменты не должны были использовать профессионалы. Вполне допустимо, если музыкант играл, как говорится, для себя. И совсем нежелательно, если пианист на этом инструменте закончил консерваторию. Если он старался закончить эту самую консерваторию очень успешно, то пианино или рояль после его многолетних стараний будет технически примерно в том же состоянии, что автомобиль после тренировок автогонщика.

Мы часто сравниваем с автомобилями не потому, что это удобно. За долгие годы наши же посетители, особенно мужчины, слишком часто просят нас делать такие сравнения, чтобы поглубже разобраться в тех или иных моментах.

Идем дальше.

Какую марку фортепиано выбрать?

Желательно импортную, а дальше любой более-менее известный бренд, который прижился в наших климатических условиях. Ну и ту, которая наиболее востребована – проверка временем и самими музыкантами.

Если, скажем, «Рениш» – вроде бы известная фирма, но вот 70-х годов прошлого века многие модели этой марки были крайне неудачными. Тогда и неудивительно, что цена их всего лишь несколько десятков тысяч рублей. Тогда как хороший Petrof всегда дороже и продается очень успешно. Конечно же, кто-то и за такой «Рениш» желает выручить сумму, чтобы хватило на дом в Подмосковье, но желать можно многого, а мы снова идем дальше.

Да, кстати, если вы профессионально развивающийся пианист, разумеется, вы можете приобрести фортепиано высшего уровня, такое как C. Bechstein, Bluthner и так далее. И удовольствия это фортепиано вам доставит больше. Но стоит помнить, что и ремонт всегда дороже, потому как цена на те же комплектующие, молоточки и т.д, ощутимо выше. Именно поэтому многие профессиональные пианисты отучились на том же Petrof, а когда закончили обучение и научились играть не грубо, тогда уже приобрели дорогостоящий инструмент высшего уровня.

2. Теперь у нас по плану – новый или неновый инструмент?

У нового есть лишь одно преимущество в том, что он новый – вопрос мнимого престижа и только. Почему мнимого?

Да потому что любая сборка раньше была куда как качественнее, нежели в наше время – это факт, о котором знают все. И это касается не только фортепиано.

К тому же, счастливых обладателей, скажем, старинных итальянских скрипок, картин великих художников прошлого никак не смущает тот факт, что у них что-то там неновое. Напротив, это большая гордость. В случае с фортепиано ситуация примерно аналогичная и только дилетанты или нечестные продавцы-консультанты могут воскликнуть: «Берите только новое фортепиано!» Обосновать аргументированно они не смогут, хотя и будут стараться, а если вам интересно, то вот что о новых пианино и роялях говорят пианисты с мировыми именами. (28-я минута, 54-я секунда интервью). 

Тем не менее покупать новой инструмент можно, пусть это и очень дорого, часто неразумно дорого, мы лишь хотели отметить, что неновое пианино или рояль никак не хуже, и только. А часто намного лучше, ведь качество того же дерева уже проверено.

3. Теперь переходим к третьему пункту нашего списка. Покупать ли фортепиано среднего профессионального класса или высшего?

Надеемся, вопрос относительно приобретения низшего уровня отпадает сам собой.

Условно к среднему, но все же очень профессиональному классу, с легкостью можно отнести достаточно обширный ряд моделей знаменитой фирмы Petrof. Почему условно? Все просто. Время от времени попадается такой прекрасный, удачный Petof, что если заклеить название, многие пианисты запросто его отнесут к высшему уровню. Много раз уже проверено на практике.

Фирма Petrof – очень достойная и легко обеспечит все задачи, которые ставит перед собой даже студент консерватории.

Кстати, если вы заглянули в вышеупомянутое интервью, то именно там знаменитый пианист упоминает о том, что он занимался как раз на пианино Petrof. (14-я минута, 44-я секунда).

И не стоит обращаться внимания, когда время от времени кто-то, даже немного умеющий играть, или даже настройщик-консультант, вдруг заявляет, дескать, Petrof – это не то! Более того, этот «ученый» может апеллировать такими фокусами, что не поверить ему станет даже стыдно. «Вас что, Petrof устраивает?!..» – он намекает, что у вас нет ни вкуса, ни слуха. «Ну, знаете ли!..»

Докажем, что это амбиции и не более. Мы не раз экспериментировали, убирали клап – панель пианино или рояля, которая опускается на клавиатуру и где есть название инструмента. И на этом все умозаключения заканчивались. Серьезные музыканты говорили что, да, удачный инструмент, очень удачный. Или нормальный, работать можно. И никакой привязки Petrof это или не он. Можно по-разному относиться к тому или иному пианисту с мировым именем, но, тем не менее, они ими стали. И многих и многих из них Petrof устраивает.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Если бюджет ограничен, то вполне можно обойтись фортепиано среднего, но профессионального уровня, а в дальнейшем, если возникнет возможность и желание, его возможно обменять на любой из представителей высшего уровня.

Кратко коснемся, что такое профессиональное фортепиано.

Это как раз такой инструмент, будь то пианино или рояль, которое выдержит нагрузки профессионального пианиста на протяжении долгих лет обучения. В то время как многие, даже именитые марки попросту развалятся. А если тот же упомянутый Petrof, да еще всего лишь пианино, выдержало такого монстра как Д. Мацуев, однозначно это профессиональное фортепиано. К сожалению, есть и известные бренды, но некоторые модели этих марок такой нагрузки не выдержат.

4. Следующим пунктом из нашего списка является – поможет ли вам настройщик-консультант?

В большинстве случаев – нет.

Не удивляйтесь, это идет немного вразрез с устоявшимся мнением, что фортепиано нужно выбирать с настройщиком. Это самое мнение продвигается самими же настройщиками, мы же сейчас разберем этот вопрос чуть детальнее.

Настройщик-консультант – это не фортепианный мастер, хотя именно так себя и позиционирует. Мастер годами проводит в мастерской, выполняя сложнейшие реставрации и специализируясь в каком-то конкретном направлении, в то время как настройщик, в лучшем случае со скоростью звука научился менять оборванные струны и сломанные молоточки на всех подряд пианино и роялях в музыкальной школе. Зарплата там маленькая, серьезный мастер претендует и имеет гораздо больше, а настройщику самое время начать подрабатывать консультациями и настройками на дому, которые дают дополнительный доход, но никак не глубокие познания и навыки.

Именно поэтому многие настройщики-консультанты умышленно «катают» клиента по разным местам, они финансово заинтересованы чтобы ваш инструмент в дальнейшем «немножечко ломался». А если вы спросите, почему вдруг инструмент в этом году уже далеко не первый раз сломался, он всегда ответит одной и той же фразой: «Ну инструмент же не новый!» Это фальшивое утверждение.

Разумеется, есть очень порядочные настройщики, которые временами дают консультации. Случается, что очень даже приличный мастер может вас проконсультировать. Он может быть вашим хорошим знакомым, или знакомым преподавателя из музыкальной школы. Но в последнем случае также будьте внимательны. Этот настройщик может бесплатно обслуживать инструмент преподавателя, а тот в благодарность даем ему клиентов, рекомендует, в общем.

Наряду с плеядой порядочных мастеров, хороших настройщиков, присутствуют и те, кто далеки от вышеупомянутых. И если первые вам всегда помогут, то со вторыми картина несколько иная. Настройщики-консультанты, никогда не дают никаких гарантий, кроме словесных. А гарантия здесь может быть только одна – финансовая. Вот когда вы услышите примерно следующие слова: «Я или мы гарантируем, покупайте, а если что-то случится, починим бесплатно!» Хотя бы в течении ближайшего года. В противном случае это не гарантия, а слова, ничего не обещающие.

И пусть вас не вводит в заблуждение, что порой настройщик-консультант сам в серьезных летах, казалось бы, ему можно верить, у него пиджак и чемоданчик с инструментами. Но это также может оказаться большой «артист» с многолетним стажем изображать из себя великого мастера. Песни на тему как его умоляли переехать в Америку или Европу он давно отточил на практике и теперь «поет» их на уровне виртуоза.

И если приличными мастерами становятся за долгие и долгие годы работы в мастерских, даже за десятилетия, то вот настройщиком-консультантом можно стать за считанные месяцы. Проходим курсы, получаем бумажку и вперед – делать деньги! Мастерами же, к сожалению, пожелают стать далеко не многие.

И в этой ситуации нет ничего удивительного или уж тем более трагичного. Так происходит не только в фортепианной среде, практически в любой, что нам всем хорошо известно. И она, ситуация, отнюдь не безвыходная.

5. Вот мы и подошли к финальному пункту нашей статьи. Где и как выбирать фортепиано?

Мы долго думали, что можно посоветовать при выборе пианино или рояля, как гарантированно найти хорошего настройщика. Увы, стопроцентных рекомендаций мы дать не можем. Никто не знает, в какой момент порядочный вроде бы специалист начал вести себя с клиентами не совсем порядочно. Причин может быть много, а результат останется один – отрицательный.

Тем не менее мы совершенно спокойно и уверенно можем посоветовать выбирать инструмент в магазинах, подобных нашему. И это не столько реклама, сколько реальность. Обоснуем.

При магазинах есть мастерские. Убедитесь, чтобы они были, так будет надежнее. И если магазин, данная фирма работает давно, не три, пять или восемь лет, а счет уже идет на десятилетия, однозначно, это опытные люди.

В таких мастерских работают специалисты высокого уровня, даже если когда-то давно они пришли еще учениками. У нас давно налажены каналы поставок импортных запчастей и комплектующих. А фирма «Лаанс» является дилером известных зарубежных производителей и поставляет фортепианные комплектующие практически по всей России.

Мы вынуждены заботиться о качестве продаваемых нами пианино и роялях, ведь в противном случае, нам некогда будет двигаться дальше, а лишь придется ремонтировать все то, что сломалось.

В фортепиано может случиться что-то неприятное в один момент, а чтобы быстро починить, мастеру потребуется минимум полдня, до вас еще доехать надо. А порой, если поломка окажется серьезной, придется везти инструмент в мастерскую, тратить реально много времени, от нескольких дней до месяца на ремонт, затем доставлять обратно. И все это за счет фирмы. Сомнительная для нас перспектива.

Сломаться может абсолютно любое пианино или рояль: новый, б/у, реставрированный, современной или старинный. Главное, чтобы поломка оказалась несерьезной и люди, которые вам продали, починили ваш инструмент по гарантии. И мы всегда стараемся выполнять свои гарантийные обязательства, которые, иногда переходят чуть ли не в пожизненную дружбу с нашими же покупателями.

Вот с этой позиции, мы бы посоветовали обращаться в фирмы и магазины с большим опытом работы. Однозначно так будет надежнее. И это наше утверждение искреннее, хотя бы потому, что настройщики-консультанты – для нас не конкуренты, а вот фирмы с большим опытом, о которых мы говорим, как раз наоборот. Но все же, если при магазине есть хорошая мастерская, где работают опытные и разнопрофильные специалисты, где есть профессиональное стационарное оборудование – это всегда надежнее, нежели любой, даже самый честный, но частный настройщик.

И последнее.

Только магазин может обеспечить полный комплекс услуг при выборе пианино или рояля. Профессионально проведенные профилактические работы, ремонт, настройка, регулировка. Отдельной темой идет доставка. Когда дорогостоящий инструмент доставляет бригада от магазина, гарантия идет и на доставку. Дальнейшие поломки в течении гарантийного срока устраняются бесплатно. Если нельзя починить у вас дома, инструмент будет отремонтирован в профессиональной мастерской. И опять-таки бесплатно. В дальнейшем вы можете обменять ваше фортепиано на инструмент более высокого уровня. Опять-таки комплектующие – еще один крайне важный момент. Даже в условиях жестких санкций, мы изыскиваем возможность получать импортные запчасти.

Ничего из этого частный настройщик вам обеспечить не сможет. Он физически не в состоянии гарантировать качество доставки – часто это краеугольный камень при покупке пианино или, тем более, рояля.

Магазин же, где, помимо торговых залов, есть мастерские, оборудование и мастера, в состоянии все это выполнить. Вам же, если пожелаете, останется лишь убедиться, что мастерские того или иного магазина в реальности есть.

Итак, мы закончили рассмотрение нашего списка вопросов на тему «Как выбрать пианино или рояль?» В конце все же отметим еще один момент.

Если вдруг взрослый человек собрался научиться играть на фортепиано – прекрасно и возможно! Уже многократно доказано на практике и даже в очень уважаемом возрасте. Отнеситесь в этом случае к вопросу выбора пианино или рояля, как если бы вы выбирали для ребенка.

P.S.

Разумеется, осталась масса моментов за рамками этой статьи. И мы не ставили и невозможно было поставить цель, научить вас безошибочно разбираться в вопросе как выбрать пианино или рояль. Для этого вас нужно обучить всему фортепианному ремеслу, а заодно и игре на фортепиано. Мы хотели пролить свет на самые важные аспекты, а если у вас возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к нам, мы всегда постараемся подсказать, а деньги за консультации мы точно никогда не возьмем. 

Статья от июля 2023 года. 

Авторы:
Борис Смирнов и Алексей Павлов

Интервью 2019 года
Мир-Пиано
Адрес и режим работы
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх