Влияет ли переполировка фортепиано на его звук?
Сначала уточним детали, затем кратко изложим суть вопроса, с которым часто обращаются наши посетители.
Итак, имеется в виду полная переполировка пианино или рояля. Возможны варианты как с заменой цвета, так и без.
Краткий ответ – нет, переполировка пианино или рояля на звук не влияет.
Теперь чуть подробнее: почему не влияет и каковы причины.
В свое время фирма «Лаанс» сделала официальный запрос одному из мировых производителей фортепиано в Германию, на что получила такой же официальный ответ – переполировка, если и оказывает некоторое влияние на звук, то в таких микро пределах, что для человеческого уха уловить эти изменения совершенно невозможно.
Разумеется, помимо официального ответа мирового производителя, мы и сами не раз задавались этим же вопросом. Из нашего опыта также следует, что нет, не влияет.
Теперь кратко поясним причины.
Корпус пианино или рояля – это не звукорезонансная система, в отличие, например, от скрипки или гитары, где верхняя и нижняя части корпуса одновременно являются верхней и нижней резонансными деками.
Да, кто-то может сказать: как же так, ведь если приложить руку к корпусу фортепиано во время его звучания, мы физически ощутим резонанс. Да, это так. Но если вы приложите руку к полу, к стоящему рядом шкафу или к собственному сердцу от захватывающей душу мелодии, вы тоже ощутите резонанс. Только это, образно говоря, ответный резонанс, восприятие звуковых волн, а не их порождение. Поэтому лучше без крайностей в резонансах.
То есть корпус пианино или рояля – это всего лишь корпус. Именно поэтому многие современные производители, не стесняясь, используют вместо хорошего дерева всевозможные заменители, вплоть до МДФ и прессованного картона, главное – удешевить производство.
Поэтому часто известные музыканты заявляют, что звук современных инструментов уже не тот, что раньше. К сожалению, это небезосновательное утверждение, но корпус здесь точно ни при чем.
Проведем небольшой эксперимент.
Послушаем звучание рояля со всеми закрытыми крышками, разумеется, кроме клавиатурной. Попробуем запомнить тембр звука. Обратите внимание: не громкость, а именно его тембральную окраску.
Теперь снимаем, не поднимаем, а полностью снимаем большую верхнюю крышку рояля и убираем ее в сторону. Что остается от корпуса? Только боковая часть, так называемая обечайка. Сверху и снизу звукорезонансная система (дека, струны) полностью открыты.
Начинаем играть и слышим, что тембр звука ничуть не изменился, только мощность усилилась, что неудивительно, ведь теперь звук не заглушается верхней крышкой.
В случае с пианино, ситуация аналогична. Сняв верхнюю панель, нижнюю и клавиатурный клап, у нас остаются лишь две боковые вертикальные панели. Ситуация будет такой же – звук просто чуть усилится, но тембрально он не изменится.
Вывод: наличие или отсутствие панелей фортепиано никак не сказывается на качестве и тембре его звука.
И последнее:
При желании переполировать фортепиано всегда стоит помнить, что любые эксперименты, возможно, и хороши, но только в случае с пианино или роялем к этому нужно подходить с особой осторожностью.
Некоторые мастера пытаются использовать новые лаки, которые гораздо проще в работе и многократно дешевле. Основная цель такого подхода – значительно сократить расходы, ведь профессиональные лаки и множество сопутствующих компонентов – это действительно дорого.
Более того, профессиональные лаки для покрытия фортепиано очень сложны в работе и требуют большого опыта и мастерства, которому обучаются долгие годы. Но и результат будет соответствующий.
Но именно такие профессиональные фортепианные лаки применяются всеми мировыми производителями, за исключением некоторых китайских, которые также стремятся максимально сократить расходы, чтобы увеличить прибыль и выжить в столь конкурентное время.
В общем, для максимальной надежности все же лучше для переполировки фортепиано использовать дорогостоящие импортные лаки и компоненты. Всё это разработано мировыми производителями и протестировано ими же в течение многих десятилетий.
Если же использовать более дешевые лакокрасочные покрытия, то, да, иногда поначалу выглядит всё неплохо, но, к сожалению, недолго.
Мы время от времени сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то продает рояль мирового бренда, отреставрированный кем-то буквально 5–8 лет назад, и порой мы даже знаем, кем именно. Но теперь лак попросту начал трескаться и отслаиваться. Картина, надо признать, так себе, очень мягко выражаясь. Причина – лак-заменитель попросту не «прижился». В следующий раз, когда такое случится, мы выложим здесь фото.
Пианино или рояль приобретаются не на год, два или пять, а на долгие десятилетия или даже на всю жизнь. Поэтому, в случае любых переполировок фортепиано, лучше идти проверенным, максимально надежным путем. И оно того стоит!
Авторы статьи: Алексей Павлов и Борис Смирнов.
Москва, 2024 год.